?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Валентина Осеева

В очередной раз перечитала "Динку" Валентины Осеевой. В очередной раз огорчилась, как мало все-таки известно о писательнице. Кстати, если пройти по этой ссылке, там замечательная статья Ксении Максимовой, которую довольно часто цитируют, упоминая об Осеевой.

В очередной раз обшарила интернет, надеясь, что за это время все-таки появилась какая-то новая информация. Очень мало, но все-таки нашла. Сброшу сюда, чтобы сохранить.


Волшебное слово

«Валентина Александровна Осеева – одна из самых ярких и значительных писателей в той группе новых авторов, которые прочно вошли в нашу детскую литературу за последнее пятилетие». Так оценил в июне 1943 года творчество начинающего автора известный советский писатель Л.Кассиль, рекомендуя Валентину Александровну в члены Союза писателей.

Валентина Осеева в одном ряду с такими замечательными, талантливыми детскими писателями как – Лев Кассиль, Николай Носов, Алексей Мусатов, Любовь Воронкова. Они обращались к уму и сердцу подростков, наших пионеров и комсомольцев.

Уход из жизни для большого писателя вовсе не означает, что путь его кончился. Нет, этот путь продолжается его творчеством, его книгами.

Вот уже много лет нет Валентины Александровны Осеевой, но голос ее книг звучит все так же проникновенно, волнующе, по-боевому. Потому что эти произведения – всегда в борьбе. Этой готовностью к сражениям за правду и счастье одухотворены главные герои всех книг Валентины Осеевой.

Приход В.А.Осеевой в детскую литературу был подготовлен всей ее биографией, она по праву заняла достойное место среди наиболее известных и любимых детских писателей нашей страны.

Родилась будущая писательница в г. Киеве в 1902 году. Отец ее Александр Дмитриевич Осеев, работавший в то время инспектором на элеваторе, и мать – Ариадна Леонидовна Осеева – корректором в газете, приобщились к революционной деятельности. Из-за преследования полиции родители с тремя дочерьми вынуждены были часто переезжать из города в город. Свою учебу Валентина Александровна начала в гимназии в Киеве, а закончила в Житомире.

В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на драматический факультет института имени Н.В.Лысенко. Но закончить его не удалось, так как в 1923 году семья Осеевых переехала из Киева в Москву.

Мать будущей писательницы была в числе организаторов в 1924 году коммун и колоний для обездоленных детей.

В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. В детских воспитательных учреждениях Осеева проработала по 1940 год. Для своих воспитанников Валентина Александровна на досуге сочиняла сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 году Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ – «Гришка».

Огромный опыт педагогической деятельности послужил сосудом, из которого знаменитая детская писательница черпала темы своих рассказов и повестей. В детских периодических изданиях «Затейник», «Мурзилка», «Дружные ребята» В.А.Осеева стала публиковать свои рассказы для малышей.

С 1940 года Валентина Александровна окончательно перешла на литературно-творческую работу. В этом же году вышел ее первый сборник рассказов «Рыжий кот».

Первым, принесший ей известность, был рассказ «Бабка». Казалось бы, ничем не примечательная житейская история о душевной черствости мальчика по отношению к собственной бабушке будоражит, будит сердце читающего подростка. Вызванное смертью «бабки» сердечное прозрение героя повести позволяет ему (а заодно и читателю) сделать неизбежный нравственный вывод: к родным и близким или просто знакомым людям надо относиться бережно и осторожно, чтобы не ранить их грубым словом или невниманием.

В предисловии к последнему прижизненному сборнику рассказов «Отцовская куртка» в 1969 году В.А.Осеева писала: «Рассказы… написаны мной в разное время, один раньше, другой позже, но в каждом из них есть живые герои, взятые мной прямо из жизни. Я не знаю, где они сейчас, но вижу их так ясно, будто расстались мы только вчера. Так вижу я Леню Чистякова, большака из «Отцовской куртки». В его шумной многодетной семье, в затерянном среди гор селе Байки, я жила во время войны. Говорят: «Чтобы человека узнать, надо съесть с ним пуд соли». Мы с Леней Чистяковым и с его славной матерью Оней ели не соль, а гороховую похлебку, и садилось нас за стол десять человек, мал мала меньше. Ели со слезами, а закусывали смехом. А когда я болела, бегал Ленька со своим братишкой на гору искать корень «жив-травы». Вернулись они исцарапанные колючими ветками, но волшебный корень достали, собирали в пути и голубику. И уж не знаю, то ли от корня, то ли от голубики, а может, просто от трогательного мальчишеского сочувствия, только я скоро выздоровела».

Много лет спустя на вышедший впервые рассказ «Отцовская куртка» радостно откликнулся молодой солдат Леонид Чистяков.

В 1943 году выходят в свет два коротких рассказа-притчи В.А.Осеевой «Синие листья» и «Время», где в незатейливых, «обыкновенных» играх детей, их разговорах и поступках проявляются детские характеры, возникают картины серьезной «взрослой» жизни. Скупо, порой несколькими фразами создает писательница сцены, где рельефно показывает детям их самих в отношениях с родителями, друг с другом, незнакомыми людьми, позволяет увидеть себя со стороны, извлечь необходимые нравственные уроки.

Особой добротой и сердечностью согреты у В.А.Осеевой произведения из жизни подростков военной и послевоенной поры, где открывается их удивительная душевная красота. Это и двенадцатилетний мальчуган в одежде ремесленника, мечтающий заменить ушедшего на фронт старшего брата («Андрейка»), и обретший вторую семью сирота Кочерыжка, найденный солдатом Василием Вороновым на поле боя («Кочерыжка»), и второклассница Таня, почтительно именуемая окружающими Татьяной Петровной («Татьяна Петровна»).

В.А.Осееву отличала редкая способность видеть в обыкновенном, обыденном – необыкновенное. Отсюда ее неувядающее тяготение к волшебному, сказочному, элементы которого можно встретить и в ее прозе, и в стихотворениях.

А вот собственно сказок писательница создала не так уж много. Одна из них – «Какой день» – впервые была опубликована в 1944 году. Две другие – «Заячья шапка» и «Добрая хозяюшка» появились в 1947 году. Сказка «Кто сильнее?» впервые увидела свет в 1952 году, «Волшебная иголочка» публиковалась в 1965.

В каждом из них изображенные писательницей люди, животные, силы природы существуют и действуют по тем же законам добра, взаимопомощи, совместного противостояния злу, обману, коварству, как и во всем творчестве В.А.Осеевой.

Первые публикации стихотворений В.А.Осеевой относятся к 1939 году, когда в сборнике «Снежки» вместе с рассказом «Бабка» появились три поэтических произведения писательницы: «Бить нехорошо», «Ручей», «Удивительный дом». В том же 1939 году было напечатано еще одно стихотворение – «Ноги».

Поэзия никогда не была чужда писательнице. Так, в начале пятидесятых годов выходят в свет два сборника произведений В.А.Осеевой, где нашли себе место ее новые стихотворения «Ежинка» и «Сосчитай-ка!».

Душу ребенка, на каждом шагу открывающего для себя огромный мир, переполняют изумление и радость. Эти чувства обретают живое воплощение в легких и светлых стихотворениях писательницы «Маленький цыпленок на большой земле», «Бедный ежик», «Весенний дождик», «В гости к ягодам», «Хороший гусь», «Куринный разговор», «Колыбельная песенка», вошедших в сборник «Синие листья».

В 1943 году писательница начала работу над повестью «Васек Трубачев и его товарищи», которой посвятила несколько лет напряженного труда. В 1952 году повесть была удостоена Государственной премии СССР. Первая книга трилогии В.А.Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи – с момента выхода и на долгие годы принадлежала к числу наиболее любимых и читаемых подростками книг.

«Читала и как будто своими глазами видела тот мир, в котором совершали подвиги, погибали, проливали кровь за родную страну советские люди, которые не хотят войны…» (Ученица 4 класса Галя Я., Читинская область).

«Совсем недавно я прочитала книгу «Васек Трубачев и его товарищи». И очень рада, что прочитала эту книгу. Я не люблю читать. А теперь у меня есть это желание… И я всегда буду держаться наравне с этой книгой…» (Ученица 6 класс Надя П., Алтайский край).

«Я благодарна писательнице за то, что она написала книгу о мужественных, настойчивых людях. И если мне придется в жизни трудно, если навалится на мои плечи непосильная тяжесть, – я обязательно вспомню Васька Трубачева и его товарищей». (Пятиклассница Лена Т., г. Рязань).

«… Да, дружба – это главное. Я очень благодарна Валентине Александровне Осеевой за чудесную книгу. Валентина Александровна стала любимой моей писательницей…» (Ученица 4 класса Инга К., г. Краснодар).

«Расскажите, пожалуйста, о дальнейшей судьбе Васька Трубачева». Так закачивалось почти каждое письмо, получаемое В.А.Осеевой после выхода в свет первой и второй книги ее знаменитой повести.

Да и могли ли оставить читателей равнодушными неугомонные, пытливые и озорные герои осеевского произведения?! И писательница создает третью, заключительную книгу.

Живой, непосредственный характер пионерского вожака Васька Трубачева, показанного в окружении друзей, каждый из которых наделен неповторимыми свойствами личности, надолго покорил читательские сердца.

А тип подростка – целеустремленного, деятельного, живущего по высоким законам нравственности, стал излюбленным для последующего творчества писательницы. Подтверждением этому становится вышедшая в 1959 году повесть «Динка», героиня которой – талантливая, озорная, справедливая девочка тотчас же оказалась властительницей дум подростков, особенно девочек.

Каждое новое произведение В.А.Осеевой неизменно становилось любимым детьми и подростками. Но в этом ряду повесть «Динка» занимает особое место. Бурному успеху повести способствовал, прежде всего, неожиданный для главной героини характер озорницы Динки Арсеньевой, называемой даже в собственной семье «трудным ребенком».

«Взяв книгу «Динка», я не смогла оторваться от чтения, я забросила все свои дела и ходила как во сне. Я была потрясена этой повестью», – писала в Дом детской книги восьмиклассница Ольга Я. из Ивановской области.

Состояние потрясения, взволнованности, душевного взлета переживали многие и многие корреспонденты Дома детской книги, которым посчастливилось прочесть повесть В.А.Осеевой.

«Невозможно описать все, что радовало и огорчало меня, когда я читала о Динке. Эта книга научила меня жить, разбираться в людях, быть доброй, решать трудные задачи, которые ставит жизнь, быть стойкой и не падать духом, когда наступит беда. Это замечательная, ужасно интересная, поучительная книга. Я не нахожу слов, чтобы написать теплый отзыв о «Динке». Да тут ясно и без слов, что книгу эту нельзя забыть никогда» (Светлана Е., 15 лет, г. Куйбышев).

Да, пятнадцатилетняя Светлана нашла, вопреки своему сомнению, достаточно убедительные слова о повести В.А.Осеевой.

Книга Валентины Александровны автобиографична. «Отец мой – Александр Дмитриевич Осеев работал инспектором на элеваторе, – писала в автобиографии В.А.Осеева. – Мать, Ариадна Леонидовна, работала корректором в газете. И отец и мать вели революционную работу. В нашем доме была явочная квартира, печатались прокламации. Отец был председателем стачечного комитета, мать работала в воскресных школах для рабочих. После крупной железнодорожной забастовки отец, преследуемый полицией, вынужден был бежать, а мать с тремя детьми (я и мои сестры Анжелика и Галина) переехали в город Киев. С тех пор мы часто переезжали из города в город, так как постоянно подвергались различным преследованиям со стороны полиции. В 1909 году отец мой был арестован и посажен в крепость».

Все сказанное писательницей о собственном отце и семье очень похоже на жизнь семьи Арсеньевых из повести «Динка» – мужественную и добрую мать Динки – Марину, сестер девочки – Алину и Мышку, живущих идеалами отца и неиссякаемой любовью к нему, скрывающемуся от полиции.

«А.Д.Осеев был связан с нашей семьей в середине 90-х годов, когда он начал принимать участие в революционной работе,- писала об отце В.А.Осеевой сестра В.И.Ленина – М.И.Ульянова. – За эту работу товарищ Осеев был уволен с Московско-Курской железной дороги, где он служил тогда. В начале 90-х годов А.Осеев принимал участие в революционном движении в Самаре. Особенно важна роль Осеева в революционном движении 1905 года, как руководителя и председателя железнодорожного забастовочного комитета. После всероссийской конференции рабочих железных дорог в Москве. Он с наступлением реакции ушел в подполье и работал нелегально под фамилией С.Н.Скворцов. В Благовещенске был арестован и отправлен в ссылку в Усть-Цильму Архангельской губернии, но возвращен для суда в Самару, где просидел в тюрьме около 3-х лет».

Восьмилетняя озорница и фантазерка Динка неожиданно встречает в поезде революционера-отца. «Папа, я не успела исправиться!» – только и успевает произнести она. На что отец ей отвечает: «…Скоро наступит такая жизнь… такая… – Он посмотрел на младшую дочку и, подхватив ее на руки, весело добавил: – Что даже моя Динка исправится!»

Так заканчивается написанная в 1959 году повесть В.А.Осеевой «Динка». И состояла она тогда из двух частей. Но читательский интерес к произведению был столь велик, что В.А.Осеева решает писать продолжение. Так, в 1965 году к повести «Динка» прибавляется третья часть, где читатели узнают о жизни Марины Леонидовны Арсеньевой, ее дочерей и усыновленного ею Леньки в Киеве.

Появляются в этой семье и новые друзья – репетитор Лени студент Вася и сосед по двору Андрей, прозванный Динкой Хохолком.

Сцена второй встречи с отцом, объявившимся летом на хуторке, где обитала семья Арсеньевых, в обличье «ничейного» деда является заключительной в повести.

Третья часть повести органически слилась с написанными ранее частями и завершила повествование о раннем детстве девочки. Оно вобрало в себя и неимоверное богатство впечатлений, встреч, знакомств, глубоких сердечных привязанностей, и… приключений.

Эти приключения не создаются писательницей искусственно, они продиктованы неугомонным, вулканическим темпераментом и воображением талантливой девочки.

В очерке, опубликованном в сборнике «Детская литература». 1969», критик Н.Кремянская сказала справедливые слова: «В.А.Осеева написала увлекательную книгу. В чем же сила ее притягательности? В сюжетности… Пожалуй… Но более всего – в самой Динке. В ее светлом пытливом взгляде, в мечте о человеческом счастье, а главное – в ее чутком, отзывчивом сердце…»

Атмосфера жизни семьи Осеевых воссоздана в повести «Динка». Ну, а если принимать во внимание великолепный писательский дар В.А.Осеевой, умеющей держать читателя в постоянном напряженном ожидании: «А что же будет дальше?», то необыкновенная популярность повести «Динка» станет понятной.

«Мне было 12 лет, когда в день рождения мне подарили Вашу «Динку», – обращалась к В.А.Осеевой читательница Е.Д.Атаманова из Ленинградской области. Сейчас мне уже 30 лет, и до сих пор все эти «Динка» всегда была рядом со мной. Когда мне весело и когда мне грустно, я беру эту книгу, и перечитываю вновь и вновь такие светлые строки, хотя знаю их уже наизусть… Когда мы собираемся вместе, три сестры (а все мы уже взрослые, у всех дети ), то обязательно после всех разговоров кто-нибудь скажет: «Почитаем «Динку». И мы читаем вслух, и вновь переживаем и радуемся, как дети. Я надеюсь, что и для моих сыновей эта умная книга тоже станет необходимой».

К писательнице со всех концов страны летят письма-просьбы: продолжить рассказ о судьбе полюбившейся героини. И Валентина Александровна работает над продолжением повести о Динке. В этом произведении героиня предстает перед читателями пятнадцатилетней гимназисткой, поселившейся после окончания учебного года на любимом хуторке. Повзрослели сестры и названный брат Леня. А старшая сестра Алина даже успела выйти замуж. Но не изменилась Динкина натура. Динка не только по-прежнему непоседлива, но и куда более обостренно чувствует неравенство, несправедливость, царящие в расположенной рядом с хуторком панской усадьбе. А тут еще зловещее убийство скрипача Якова Ильича и загадочное исчезновение его сына Иоськи. Разве может остаться ко всему этому равнодушной Динка?

Мама говорит, что Динка создает свои дела сама. «Гм… конечно, сама! Кто же мне создаст мои дела? – размышляет героиня. А вот как делать, чтоб их не было? Ну, предположим, я не пошла бы в хату Якова, и не увидела Катрю, и не давала бы обещания найти Иоську. Что от этого изменилось бы? Ничего, потому что я и без этого обещания поехала б его искать. Значит, чего же я «создаю»? Ничего не создаю, дела вокруг человека создаются сами. Какой человек, такие у него и дела. А у свиньи вообще никаких дел нет, валяйся хоть целый день на брюхе да наращивай сало…»

Со свойственной ей страстностью Динка бросается на помощь притесняемым и обиженным.

«Не знаю, что побудило меня написать, – обращается в Дом детской книги четырнадцатилетняя Анна И. из Волгоградской области. – Пишу после того, как прочитала в больнице повесть «Динка прощается с детством». Эту книгу я читала вслух всей палате. Невозможно написать обо всех впечатлениях. Помню, в третьем классе читала книгу «Динка» В.Осеевой. Она осталась любимой до сих пор наряду с Шиллером, Купером…»

Искренность, душевность героев произведения наверняка будут еще долго волновать сердца и занимать умы еще многих девочек и мальчиков.

Хорошо сказала шестнадцатилетняя Лена Ф. из Челябинской области: «Недавно я прочитала две повести В.А.Осеевой «Динка» и «Динка прощается с детством» – не в первый, а уже в шестой раз (первый раз я читала эти книги, когда училась в 4 классе). Каждый раз, переживаешь снова и снова, радуешься вместе с героями, хотя уже знаешь, что произойдет дальше. Мне кажется, что, когда я перечитываю эти повести, я люблю их все больше и больше. Каждый раз я открываю в них что-то новое, чего не замечала раньше. Творчество В.А.Осеевой знакомо мне уже давно. Учась в первом классе, я читала ее маленькие рассказы, позже я прочла трилогию «Васек Трубачев и его товарищи». Но особенно мне понравились и запали в душу повести о Динке. Когда мне бывает грустно, я вспоминаю Динку – веселую, добрую, отзывчивую, жизнерадостную девочку – и сразу не сердце становится веселее, и грусть куда-то уходит. И хотя мне уже 16 лет, я знаю, что еще не раз прочту эти книги».

Книга «Динка прощается с детством» вышла в свет в 1969 году. Эта повесть была последней в жизни Осеевой. В том же 1969 году писательницы не стало…

Справедливо говорят, жизнь писателя – это его книги. Мудрым, жизнерадостным книгам В.А.Осеевой суждена долгая, долгая жизнь.

От событий, описываемых в книгах Валентины Александровны, нас отделяет столетний исторический отрезок, наполненный революциями, войнами, строительством нового социалистического государства. А затем перестройкой всего и всюду… Сменилась не одна эпоха, коренным образом изменилась жизнь и люди. Но неизменными остались вечные ценности, о которых писала Осеева Валентина Александровна: дружба, порядочность, взаимовыручка, чувство локтя и, конечно любовь.

Именно поэтому герои книг Валентины Александровны интересны современным читателям.

Источник

Охотников и Осеева — забытые писатели Крыма

— Какие писатели? — и старичок смотрит на меня недоумённо. — Охотников и Осеева? У нас жили? Нет, таких не помню. Разве что у бабки моей спросить, она — из местных, изюмовская.

Село Изюмовка в Крыму

А я лет сорок как тут живу, сам — из России, курский! И пошагал с бревном дальше: зима скоро, а обещанный газ в селе ждут уже более трёх лет. Не внесли ясности и бабушки у магазина, зато про этот самый газ всё рассказали. В общем, получилась такая карусель: частники «от трубы» показали газораспределительную станцию на горизонте, собрали деньги, даже вроде начали газопровод закапывать. И всё. «Может, на выборы газ сделают...», — надеются изюмовцы. Только кажется, что это почти такая же фантастика, как на страницах книг Вадима Охотникова, жившего тут в «догазовую эру». Или романтика жизни — как в романах Осеевой?

Оказалось, что только в Старокрымском литературно-художественном музее что-то знают об изюмовских писателях. Заведующая музеем Оксана Кузнецова, сама связанная родственными узами с Изюмовкой, немного рассказала об Охотникове. И ещё: только в «Краткой литературной энциклопедии» да в старых книжках по истории советской фантастики можно узнать что-то о творчестве писателя. О творчестве, но не о жизни. Но поиск удался: помогли сотрудники музея.

Родился Вадим Дмитриевич 10 марта 1905 года в городке Елец Орловской губернии. Детство Вадима прошло в полтавском городке Лохвица. Рано оставшись сиротой, уже с 14 лет начал работать. Его первая профессия — электромонтёр. В 16 лет доверили пост заведующего городской электростанцией. А вскоре любознательного паренька послали учиться в Ленинград, где он стал студентом института киноинженеров и одновременно работал электромонтёром на кинофабрике «Белгоскино». После окончания института инженеров звукового кино работал инженером и профессиональным изобретателем. Член Союза писателей. Первая научно-фантастическая публикация — «Разговор по существу» — вышла из печати в 1944 году. Как пишут о нём в сухой энциклопедической манере, научно-фантастические книги Охотникова представляют собой беллетризованную популяризацию собственных инженерно-технических идей, что выдвинуло его в первые ряды послевоенной фантастики. Он — автор послевоенных сборников «На грани возможного», «В мире исканий», «История одного взрыва» и романа «Дороги в глубь». Писал и повести — «Первые дерзания», «Наследники лаборанта Синявина», объединённые вместе с рассказом «Угольный генератор» в сборник «Первые дерзания».

В литературоведении Охотникова принято считать только фантастом. А между тем он — личность выдающаяся: в
30-е годы изобрёл систему звукозаписи в кино, с помощью которой были озвучены первые советские фильмы «Слава мира», «Переворот», «Первая любовь». Долго работал на «оборонку». А много ли мы знаем изобретателей вооружения, кроме, конечно, знаменитостей? А сколько было безвестных инженеров, которые двигали вперёд науку и технику, в том числе и военную? Охотников как раз — из таких.

Во время Великой Отечественной Вадим Дмитриевич возглавлял в блокадном Ленинграде экспериментальную лабораторию, которая создавала новые виды вооружения. Его работы имели большое значение в развитии и совершенствовании средств минирования и разминирования. В годы войны и после неё долгое время широко применялся индукционный миноискатель системы Охотникова. Миноискателями были оснащены все инженерно-разведывательные и инженерно-сапёрные подразделения. С их помощью в грунте обнаружены сотни тысяч взрывоопасных предметов. В списке Охотникова более пятидесяти крупных изобретений в области радиотехники, электроакустики, кинематографии и военной техники. Долгое время звукозапись на киноплёнку во всем мире производилась по системе, близкой к системе Охотникова. Изобретение инженера было запатентовано за рубежом — фактически редчайший случай в советской действительности!

В 1952 году в связи с болезнью Вадим Дмитриевич переехал в Планерское, а затем — в Изюмовку. Последние двенадцать лет жизни Охотников провёл в старокрымских окрестностях. Умер он 31 июля 1964 года, похоронен в Старом Крыму — рядом с Грином и Петниковым. Видимо, и после смерти суждено было инженеру оказаться среди писателей.

О супруге Вадима Охотникова — детской писательнице Валентине Александровне Осеевой — известно побольше, но тоже немного. Осеева-Хмелёва (её полная фамилия) родилась 28 апреля 1902 года в Киеве. Поступила на актёрский факультет института им. Н. В. Лысенко в Киеве, но учиться не смогла: началась революция.

К тому же в 1916 году Александр Дмитриевич Осеев оставил семью и женился на молдаванке, которую привёз с места службы. Вышла замуж старшая дочь Александра Дмитриевича и Ариадны Леонидовны Осеевых — Галина. После всех этих событий Ариадна Леонидовна с дочерьми Анжеликой и Валентиной переехала в Москву. Все трое определились на службу в Трудкоммуну им. Клары Цеткин воспитывать беспризорниц.

Так Валентина Осеева шестнадцать лет, с 1923 года, была воспитателем в колонии для беспризорных. Потом она работала воспитательницей в Даниловском детприёмнике, с детьми, чьи родители были репрессированы. Он находился на территории тогда закрытого Данилова монастыря. Во время усмирения детского бунта Осеева и познакомилась со своим первым мужем Сергеем Владимировичем Хмелёвым, который помог утихомирить юных бунтовщиков. Их брак распался. У них был сын Леонид Сергеевич Хмелёв.

Осеева ставила с «детьми врагов народа» спектакли, придумывала для них истории, игры, увлекаясь ими не меньше ребят.

А в 1937-м отнесла в редакцию первый рассказ «Гришка». В 1940 году вышла первая книга — «Рыжий кот». Творчество Осеевой высоко оценил Андрей Платонов. Она много писала для детей — стихи, сказки, короткие рассказы.

Но наиболее известна Валентина Александровна как автор детской послевоенной книги-трилогии «Васёк Трубачёв и его товарищи» о пионерах в годы Великой Отечественной войны, воспитавшей не одно поколение советских детей. Писательница отметилась и как сценарист. Всеми любимая дилогия о Динке во многом автобиографична. Как говорят литературоведы, это лучшее и последнее произведение в жизни писательницы. Известны две экранизации «Динки».

Вместе со вторым мужем, Вадимом Охотниковым, с 1952 года проживала в Изюмовке. По воспоминаниям вдовы сына Осеевой, Натальи Осеевой-Хмелёвой, это была настоящая любовь, страстная и непонятная всем изюмовцам: разве можно целоваться прилюдно да ещё в возрасте? После смерти мужа уехала из Крыма. Умерла 5 июля 1969 года в Москве, где и похоронена.

По мнению Ксении Максимовой, исследовательницы жизни и творчества Осеевой, «таких парадоксальных писателей, пожалуй, больше и нет в советской истории. За долгую жизнь она написала всего две большие книги — и получила за одну из них Сталинскую премию. И при этом — ни пафосных интервью в газете „Правда“, ни „голубых огоньков“ по телевизору, ни тёплых должностей в писательском союзе. Никто из её верных поклонников (а это, без преувеличения, всё детско-подростковое население СССР 60-70-х годов) так и не узнал о её личной жизни ничего, хотя пытались многие. Несколько скупых строчек в „Большой советской энциклопедии“ — и точка».

Вот такие в старокрымских окрестностях жили люди. Увы, мне в Изюмовке никто точно так и не показал дом, в котором жила творческая чета — то на мазанку, то на другой домик укажут. «Да и разве угадаешь в соседе, с которым и ругнёшься иногда, а то и стаканчик опрокинешь, писателя?» — комментирует пастух Коля на пригорке у села мой рассказ о местных знаменитостях, которых уже не помнит почти никто.

Сергей Ткаченко, «Крымская Правда»


Источник

promo dorys january 2, 2015 20:00 3
Buy for 30 tokens
Купить и скачать электронные книги Алины Болото "Где живет Чердже" (рассказывающую о событиях альтернативной истории) можно здесь: http://booksmarket.org/book/Alina-Boloto _Gde-jivet-herdje.html "След Фата-морганы" (космическая фантастика и фэнтези под одной обложкой)…