?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Искала тему дореволюционных кирпичных заводов в близких окрестностях, вместо этого нарыла неплохой реферат по истории города. А от перечня промышленных предприятий плакать хочется! Для того, чтобы все это построить, сколько труда было вложено. А для того, чтобы угробить, понадобилось всего-то лет двадцать с лишним!


Из истории города Горловка.

Территория Донецкого края начала осваиваться человеком еще с древности. Благоприятное сочетание обилия мелких рек и значительных запасов кремния - сырья для изготовления орудий труда стимулировали его заселение в Каменном веке. Остатки поселений охотников и рыболовов этого времени обнаружены вдоль рек Северский Донец, Деркул, Волчья, а также Бахмут, берущей начало на территории нашего города.


     Являясь составной частью необъятной Евразийской степи, наш край в течение тысячелетий был местом обитания многочисленных кочевых племен. Еще сегодня на территории Горловки можно увидеть следы пребывания человека эпохи Меди-Бронзы (4-1 тыс. до н.э.) : это курганы - надмогильные насыпи из земли и камня.
     Последними из кочевников, нашедшими здесь вторую родину, были воинственные половцы. Они оставили после себя замечательные памятники истории - каменные статуи, некогда украшавшие святилища знатных соплеменников.
     С середины 15 в. наш край находился на границе между Московским княжеством и возникшим на обломках Большой Орды Крымским ханством. Кроме татар, эти богатые зверем и рыбой места использовало для отхожих промыслов казачество.
     С древности через территорию современной Горловки в междуречье Бахмута и Лугани проходила одна из степных дорог - Кальмиусская сакма. Степняки использовали ее для набегор на Московское государство. С сакмой перекрещивался один из путей сообщения между запорожскими и донскими казаками: по рекам Самаре-Волчьей до верховьев Кальмиуса и Лугани и вдоль последней на Дон, поэтому тут издавна появились казацкие зимовники.
     В 1665 г. запорожцы осели в балках Сухой Яр и Житный Яр, урочище Жеваный лес, по р. Бахмут (ныне пгт Зайцеве), в 1696-1707 гг. - по р. Железной и в балке Железной ( частично входит в Центрально-Городской р-н города). Издавна селились казаки в верховьях рек Корсунь и Лугань, берущих начало на территории Горловки. В конце 18 в. после окончательного присоединения этих земель к Российской империи на месте зимовников были образованы государственные воинские слободы. В 1776 г. старожилы-запорожцы с переселенцами из Полтавской и Черниговской губерний образовали слободу Зайцеве, куда в 1778 г. правительство перевело однодворцев из с. Солдатского Белгородского уезда. Именем одного из них, деятельного Никиты Яковлевича Девятилова, была по приговору сельской сборной избы названа слобода. Во второй половине 19 в. его имя - Никитовка - получила построенная вблизи села железнодорожная станция, а сегодня имя Н. Я. Девятилова носит один из районов города. Полтавчане и переселенцы из Слобожанщины, слившись с военнопоселенцами Иллирийского гусарского полка, образовали слободу Железную. Переселенцы из Молдавии и Валахии, слившись с остатками 9-й военно-земледельческой роты Славяно-Сербии, образовали в 70-е годы 18 в. слободу Государев Байрак. В середине 19 в. правительство переселило сюда поляков. После отмены крепостного права местное население значительно пополнилось переселенцами из Харьковской, Полтавской, Черниговской, Подольской, Курской, Орловской, Тамбовской, Смоленской, Калужской, Тульской губерний, Области Войска Донского. К концу 19 в. Зайцево, Железное и Государев Байрак были крупнейшими многолюдными селами Бахмутского уезда.
     В 1868-1869 гг. через земли крестьян сел Железного и Зайцева, выкупленные путем отчуждения, прошла линия Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Согласно условиям концессии, строитель дороги С. С. Поляков обязался построить железоделательный завод, рудники и копи вдоль дороги, для чего в числе других инженеров был приглашен П.Н. Горлов.
     П. Н. Горлов усовершенствовал добычу угля на двух крестьянских шахтах, находившихся у трассы железной дороги, а в 1871-1873 гг. построил здесь мощную промышленную шахту "Корсуньская копь N 1" (современная ш-та "Кочегарка"), которая по техническому оснащению и организации горных работ была одной из лучших в Донбассе.
     Строительством шахты и ее эксплуатацией занималось акционерное Общество Южно-Русской каменноугольной промышленности, учредителем которого был С. С. Поляков.
     Поляков Самуил Соломонович (1836-1888 гг.), коммерции советник -известный в России железнодорожный строитель. Построил несколько железнодорожных линий, основал первое в стране железнодорожное училище (Елецкое); основатель ряда кредитных учреждений, в том числе Донского земельного банка, Азово-Донецкого коммерческого банка. Возведенный в дворянство, имел чин тайного советника. В последние годы жизни принимал участие в еврейской общественной жизни; при его содействии была построена синагога в Петербурге; в подаренной им Москве синагоге сейчас находится религиозно-культурный центр хасидизма в России.
     Общество Южно-Русской каменноугольной промышленности было первой угольной компанией Центрального района Добасса. Это крупнейшее акционерное общество, которое кроме добычи угля, выжига кокса и их оптового сбыта, добывало в Бахмутском уезде и сбывало железную руду, владело известковым и кирпичным заводами, участком железной дороги, лесным массивом на Кавказе. В середине 90-х годов 19 в. оно занимало первое место среди угледобывающих предприятий Добасса по количеству вагонов с углем и коксом, отправленных потребителям. За заслуги в развитии угольной промышленности Общество дважды награждалось Государственным гербом и дважды Золотыми медалями.
     В 1890 г. на "Корсуньской копи N1" был получен первый кокс. В 1889 г. недалеко от поселка на арендованной у местных крестьян земле Общество Южно-Русской каменноугольной промышленности построило новую капитальную шахту N 5 "Альберт" (шахта им. В. И. Ленина). Поселок горнорабочих при ней назвали Нижней колонией. В 1897 г. была введена в строй шахта N8 "Альфред" (шахта им. А. И. Гаевого). Вокруг нее образовалась Верхняя колония, В начале 20 в, в Горловке - была построена брикетная фабрика, поставлявшая угольные брикеты Черноморскому флоту и Балтийскому пароходству. В 1915 г. начал выдавать продукцию химический, а в 1916 г. - коксобензольный завод. В 1895-1897 гг. на земле, арендованной у Общества бельгийскими предпринимателями, был построен машиностроительный завод по производству горного и металлургического оборудования. С 1914 г. он изготавливал военную продукцию и назывался артиллерийским.
     Энциклопедия 1902 г. характеризовала Горловку как "местечко Екатеринославской губернии, Бахмутского уезда, один из крупных центров каменноугольного производства Донецкого бассейна, принадлежащий акционерному Обществу Южно-Русской каменноугольной промышленности с капиталом более трех миллионов рублей; производство угля (1898 г.) вместе с арендованными участками - 38,5 миллиона пудов, антрацита - 3 тысячи пудов, кокса - 11 миллионов пудов, при занятости до пяти тысяч рабочих".
     Являясь хозяином поселка, Общество определяло его нужды и решало на свое усмотрение социально-бытовые и культурные проблемы населения. В середине 80-х годов 19 в. поселок горнорабочих, или Центральная колония, состоял *13 14 домов для служащих, 10 казарм для рабочих-одиночек и 177 "хат деревянных и каменных, крытых землею и отчасти тесом". В первом десятилетии 20 в. в Горловке было уже более тысячи домов, Не всегда это было добротное жилье. Комиссия земских врачей, обследовавшая в 1910 г. условия жизни рабочих в связи с эпидемией холеры, определила половину жилья как "полуземлянки, сараи и летние кухни".
     Кроме рабочих и служащих "Корсуньской копи N1" в Центральной колонии жили ремесленники и торговцы. Они имели право строить себе жилье и в течение 7 лет не платить Обществу за аренду земли и право торговли, но после этого срока все их постройки становились собственностью Общества. В 10-е годы 20 в. в поселке было 54 торговых заведения с оборотом в 220 миллионов рублей.
     К поселку примыкали дома служащих и рабочих железнодорожной станции Горловка. В 1891 г. Курско-Харьковско-Азовская железная дорога, к которой она относилась, была выкуплена правительством у Общества Южно-Русской каменноугольной промышленности, а в 1896 г. линия Горловка-Ростов была изъята из нее и присоединена к Екатерининской железнойдороге. На рубеже веков станция Горловка была погрузочным и транзитным пунктом первостепенной важности. В 1908 г. в Горловский район входили станции Государев Байрак, Волынцево, Енакиево, Монахово, Ханженково, Харцызск, Криничная, Макеевка, Моспино, Нижняя Крынка и Никитовка.
     Центральная колония непосредственно соприкасалась с хуторами, где жили переселенцы из близлежащих сел. Стенки занимали выходцы из с. Корсунь, хутора Ксениевку и Алексеевку - из с. Железного. Здесь сохранялся крестьянский уклад жизни, связанный с общинной формой землепользования.
     В центре колонии находились торговые лавки, магазины, фотосалон И.Элинсона, церковь, синагога. От "Корсуньской копи N1" отходили улицы Почтовая, Десятницкая, Конторская, Садовая; из них только Конторская была мощеной, остальные назывались линиями.
     В 1891 г. в поселке появилась первая больница для стационарного лечения на 8 мест, куда принимали травмированных на шахте. А через четыре года Общество построило новое помещение для больницы на 22 места. Здесь уже был постоянный врач, 4 фельдшера и акушерка. При рудниках N5 и N8 были открыты приемные покои.
     В 1878 г. Общество открыло в Горловке Горное училище им. С. С. Полякова, которое готовило специалистов для угольной промышленности. Четырехгодичное обучение с практикой позволяло выпускать квалифицированных штейгеров. В 1891 г. училище стало государственным и было преобразовано в одногодичный практический курс. В начале века в поселке было также Коммерческое училище Министерства торговли и промышленности.
     При Горном училище им. С.С. Полякова открылась и первая школа Горловки. В1886 г. для нее было построено отдельное здание и ее преобразовали в двухклассное училище Министерства народного просвещения. В 1912 г. здесь обучалось 500 детей; персонал школы состоял из трех учителей, четырех учительниц и двух законоучителей. Кроме этой школы в поселке в эти годы были три одноклассных училища Министерства народного просвещения и церковноприходская школа. В Нижней колонии была открыта школа на 250 учащихся со штатом три учителя, а в Верхней - на 100 детей при двух учителях.
     Для увеселения публики в 1890 г. в Горловке был открыт клуб-театр собрания служащих Общества Южно-Русской каменноугольной промышленности, где не только выступали гастролирующие театральные труппы, но и ставились любительские спектакли мастеровыми и служащими Общества. При клубе были бильярдная и буфет. В 1895 г. в поселке открылась народная библиотека, насчитывавшая более 600 книг. В 1914 г. в Горловке открылся первый частный клуб-кинотеатр "Банакер" на 300 мест. Летом к удовольствию населения на открытой эстраде играл любительский оркестр организованный на машиностроительном заводе.
     В начале 20 в. в поселке появились спортивные секции: борцовские, русской и вольной борьбе; тяжелоатлетические - подъем тяжестей, гирей, метание металлических шаров, занятия силовыми упражнениями. Популярной была игра в футбол. Особенно славилась в Донбассе горловская футбольная команда "ФОГАЗ" (футбольное общество Горловского артиллерийского завода). Появление спортивных игр связано с именем В. Д. Данчича, старшего горного инженера рудников Общества.
     Данчич Валериан Дмитриевич (15.4.1873-8.11.1937) - потомственный дворянин, выпускник Петербургского Горного института. С 1898 г. работал в Юзовке, с 1902 г. - в Горловке. Инициатор развития спортивного движения в Донбассе, организатор спортивных кружков. В декабре 1905 г. - член Горловского стачечного комитета служащих. В 1921 г. - председатель Особой государственной комиссии по обследованию шахт Донбасса с целью их восстановления; основатель Ткварчельского угольного месторождения (Абхазия), технический директор треста "Ткварчельуголь"; заведующий горным отделом Всесоюзного научно-исследовательского института угля. Репрессирован в 1937 г., реабилитирован посмертно в ноябре 1958 г.
     Исторически сложилось, что в Горловке жили представители многих национальностей и разных вероисповеданий. Но значительное большинство населения было православным. Сначала "для удовлетворения религиозных и нравственных потребностей" населения служила церковь Святого Макария Египетского при Горном училище им. С. С. Полякова. В 1905 г. в поселке начала действовать церковь Святого Николая, приход которой составляли рудники Общества и приселки: Берестовая, Стенки, Ксеньевка, хутор Байракский.
     В начале века Горловка стала важным промышленным центром, здесь находилось Управление Горловского горного округа, куда относились рудники, заводы и карьеры Горловки, Енакиево, Щербиновки (ныне Дзержинск), Дебальцево, Хацапетовки (ныне Углегорск). Среди них были предприятия акционерного общества "Ртутное и угольное дело А.Ауэрбах и Ко": ртутный рудник, завод по возгонке ртути, Александровский угольный рудник. Богатейшее месторождение ртутных руд близ ст. Никитовка было открыто в 1879 г. горным инженером А.В. Миненковым. Разработку и эксплуатацию месторождения возглавил талантливый ученый и энергичный предприниматель А.А. Ауэрбах. 14 декабря 1886 г. на построенном им заводе была получена первая в Российской империи ртуть. С организации ртутного дела в Горловке Россия перестала закупать этот ценный металл за границей и сама стала его экспортером. Вокруг предприятий акционерного общества организовалась горнозаводская колония. К 1912 г. она состояла из 338 домов для семейных рабочих и 12 казарм. В колонии была больница на 34 койки, школа, библиотека-читальня. В 1900 г. здесь приняла прихожан Александро-Невская церковь. Местами культурного досуга были бульвар, чайная, где устраивались самодеятельные выступления, и открывшийся в 1914 г. кинотеатр.
     В конце 19 в. недалеко от ст. Никитовка начали добывать доломит. В 1894 г. инженер Н.Н. Глебов построил завод по его обжигу, поставляя продукцию металлургическим заводам Екатеринослава, Таганрога, Луганска, Дружковки, Мариуполя. Рядом с заводом возник рабочий поселок Гольма. В Горловский горный округ входили также предприятия бельгийского "Анонимного общества Государево-Байракских каменноугольных копий, рудников и заводов", образованного в 1899 г. Первая шахта "Святой Андрей" (шахта им. М.И. Калинина) была построена здесь еще в 1892 г. Кроме крупных промышленных предприятий в округ входили небольшие крестьянские шахты. В 1914 г. их насчитывалось до 30. В 1916 г. Горловка получила статус заштатного города. Население его составило 17 тыс. жителей, а с прилегающими колониями - более 30 тыс.
     Одна из известных страниц истории Донецкого края - Горловское вооруженное восстание в декабре 1905 г. В начале декабря 1905 г. горловские железнодорожники, служащие и горнорабочие Общества Южно-Русской каменноугольной промышленности, машзаводчане примкнули ко всероссийской политической стачке. Ситуация в поселке осложнилась во время переговоров бастующих рабочих машзавода с администрацией, когда власти попытались задержать агитатора-революционера А.М. Зубарева-Кузнецова. Возмущенные применением оружия, горловчане послали телеграмму о помощи по железнодорожным станциям Донбасса. В ответ на их призыв в Горловку съехались дружины самообороны из Енакиево, Дебальцево, Харцызска, Ясиноватой, Алчевска, Дружковки, Авдеевки и Гришине (Красноармейск), которые 17(30) декабря приняли участие в бою с правительственными войсками. Суд над участниками восстания завершился каторжным приговором для десятков человек и смертным приговором для восьмерых, среди которых был горловчанин В.П. Григоращенко, слесарь "Корсуньской копи N1". Скромные памятники 30-50-х годов и величественный монумент "Героям Горловского вооруженного восстания" (скульпторы Е. Е. Горбань, Ю. Н. Гирич, архитектор С. Н. Миргородский) напоминают об этих событиях.

г. Горловка расположен на северо-востоке Донецкой области, недалеко от областного центра — г. Донецка.

Особенности географического положения:
Город расположен на западных отрогах Донецкого кряжа.

Общая площадь 422 кв. км.
Удаленность от областного Центра - г. Донецка -  45 км.
Ближайший морской порт Мариуполь - 157 км.
Ближайший аэропорт Донецк - 45 км.
Население 328 тыс. человек.
в том числе работающих 180 тыс. человек

Автомобильные дороги:
Трасса Донецк - Славянск обеспечивает прямое сообщение с г. Донецком; имеет связь со всеми городами области Железнодорожное сообщение:
г. Горловка — крупный железнодорожный узел, располагает 6 железнодорожными станциями, обслуживающими население и предприятия.
Многие предприятия города оснащены железнодорожными подъездными путями.

Вузы:
Горловский институт иностранных языков
Горловский автодорожный институт (отделение Донецкого государственного технического университета).

Подготовка специалистов осуществляется в пяти средних специальных учебных заведениях города: автотранспортном, индустриальном, пищевой промышленности, машиностроительном и медицинском.
Полезные ископаемые: уголь, ртуть, доломит, гипс.

Традиционные виды производства:
Добыча угля, производство минеральных удобрений, машин и оборудования для угольной промышленности.

Крупнейшие компании:
В г. Горловке сосредоточено 60 крупных предприятий

Химическая промышленность:
ОАО «Стирол»
ОАО «Эластомер»

Угольная промышленность:
В г. Горловке функционируют 10 шахт.

Машиностроение и металлообработка:
ОАО «Горловский машиностроительный завод»
ОАО «Реммаш»
ОАО «Новогорловский машиностроительный завод»
ЗАО «Строймаш»

Металлургическая промышленность:
ОАО «Никитовский доломитный завод»
ОАО «Пантелеймоновский огнеупорный завод»
ОАО «Никитовский ртутный комбинат»

Легкая промышленность:
ОАО «Горловчанка» (пошив одежды)
ЗАО «Альтаир» (трикотажная продукция)

источник
promo dorys january 2, 20:00 Leave a comment
Buy for 30 tokens
Книга Алины Болото "Чуть короче жизни" уже доступна на ЛитРесе https://www.litres.ru/alina-boloto-13389713/chut-koroche-zhizni/ и "Призрачных мирах" https://feisovet.ru/магазин/Чуть-короче-жизни-Алина-Болото?utm_content=286459146_286294088_0