
Для начала процитирую свою собственную статью для журнала "Лугоземье", написанную в 2013 году.

«Алые паруса» на Яндекс.Фотках

«Книга воспоминаний о Грине» на Яндекс.Фотках
После смерти Александра Грина Нина Николаевна пыталась снова выйти замуж. Не знаю, насколько счастлива она была в новом замужестве, но, в конечном итоге, коротала жизнь одна в созданном ею музее писателя. Я думаю, если бы не ее усилия, Грина бы забыли. Одно время он был просто запрещен, как писатель, несоответствующий советскому мировоззрению. Это она добилась того, что в шестидесятые-семидесятые годы из Грина сделали символ романтики. Именем его героини называли кафе и гостиницы, а книгу и фильм «Алые паруса» не вспоминал только ленивый. При этом сама Нина Николаевна казалась властям подозрительной, недостойной памяти своего великого мужа. После смерти ее запрещали хоронить вместе с Грином. История того, как фаны тайно захоронили ее гроб в могиле Грина - это реальная приключенческая история. Власти могилу вскрывали, но гроб Нины Николаевны друзья закопали несколькими метрами глубже, потому возлюбленную писателя разлучить с ним после смерти так и не смогли.

«К книге "Золотая цепь"» на Яндекс.Фотках

«Бегущая по волнам» на Яндекс.Фотках
Сегодня я хочу обратиться к теме феодосийского музея Александра Грина. Мы были в нем дважды: в 2005 и 2006 годах. Это необычный музей. Посвящен он обычному человеку, писателю, сочинявшему необычными книги. Домик, в котором писатель проживал в Феодосии вместе с женой, и где были написаны некоторые его книги, превращен в музей Романтики.
"Лишь одна комната − кабинет Александра Грина − восстановлена в том виде, в каком была при жизни писателя, а дом волей и фантазией создателей превратился в символический парусный корабль. Здесь белые стены обшиты темным деревом и сизальским канатом. Комнаты этого необычного музея напоминают каюты, имеющие звучные названия:
Карта "Гринландия" - Трюм фрегата - Каюта странствий - Клиперная - Ростральная - Каюта капитана"
Это цитата с музейного сайта.
Понравился мне музей, его оформление, картины и модели кораблей. И книга воспоминаний Нины Николаевны, которую мы там приобрели, до сих пор очень много значит в моей жизни.
Но у самого Адександра Грина, когда они жили там, не было этого великолепия. Ничего этого у него не было! Только капитанская фуражка и собственная фантазия - больше ничего ему не надо было, чтобы сотворять Мир Гринландии!
Жила семья тяжеловато. Хроническая нищета, масса проблем от чисто бытовых до проблем с публикациями. Любовь у них была настоящая, невыдуманная, но счастья-то было отпущено меньше чем на десять лет. Тяжелая болезнь и смерть Грина (уже не в этом доме и не в этом городе) завершили его земной путь. В статье я упоминала, что проблемы продолжались и после смерти, потому что Нине Николаевне было отказано в праве лечь в одну могилу с мужем после смерти. Почитатели таланта Грина решили эту проблему, нарушив официальный закон, но выполнив закон любви.
В 2006 мы проходили мимо музея. Под его стенами в этот момент шел митинг, посвященный реставрации музея. Говорили долго и много, хвалили главного спонсора, благодаря которому были выполнены ремонтные работы в музее. Спонсор вежливо улыбался и тоже что-то говорил.
О самом Александре Степановиче не было произнесено ни слова. Созданная вокруг его имени сказка давно уже принадлежала городу и являлась одной из главных визитных карточек города, приманкой для туристов.
Хорошо или плохо это? Просто часть объективной реальности.
Journal information