?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Давно я не таскала сюда умных постов. Этот текст не один раз читала у Добровича, но со временем все забывается. А перечитать полезно.


Цитата поста vchernik из сообщества 2academy
Фрагмент о примитивных межличностых реакциях
из постинга
Устройство примитивной группы по Добровичу (пусть побудет для удобства ссылок на примитивные реакции).


[...]

Очень важно заметить следующее: хотя такая группа держится на примитивизме своих участников и выталкивает из себя любого, кто не примитивен, даже здесь закономерности группового взаимодействия в известной степени ограничивают примитивные реакции каждого участника группы. Выказывать амбицию, собственничество и эгоистическую безучастность во всей их "красе", в предельном их выражении, субъекту нельзя и в данной группе: это привело бы к рассогласованию взаимодействия. Поэтому в примитивной группе быстро вырабатываются определенные нормы поведения участников, или "неписаные правила", которым обязаны следовать и Главарь, и самый маломощный из Забитых.


ПРИМИТИВНЫЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ РЕАКЦИИ
Нормы поведения членов примитивной группы базируются на примитивных межличностных реакциях. (Это типа химические реакции взаимодействия;-)

Реакция амбиции.
Она проявляется в том, что, получив информацию, придающую вес или значение другому лицу, субъект незамедлительно старается принизить ее значение, одновременно подчеркивая собственный вес в глазах других.

Реакция самодовольства.
Получив какие-либо блага, многообещающие возможности или привилегии, иной субъект тут же хвастает этим перед другими. Причем особое удовольствие ему доставляет проявление зависти со стороны других. В дальнейшем он с живой радостью вспоминает, как кто-то, слушая его, "позеленел", "скривился" и т.п.

Реакция зависти.
Субъект именно "зеленеет", "кривится", став свидетелем чьего-то неоспоримого успеха. Эту реакцию он не умеет или не считает нужным скрыть, так как до всяких размышлений ему "ясно", что в действительности успеха достоин он, а не кто-то другой.

Реакция злорадства.
Видя неудачу или провал кого-либо из окружающих, субъект не скрывает своей радости. Это, по существу, постыдное чувство легче понять, когда речь идет о провале соперника, конкурента, врага. Но в данном случае радость, так сказать, бескорыстна: просто амбиции субъекта льстит, что он не попал в передрягу, в которую попал кто-то другой.

Реакция захвата (экспансии).
При появлении в поле видимости каких либо ценностей или привилегий, которые должны быть по заслугам распределены между участниками данной группы, субъект первым претендует на эти блага независимо от своих реальных заслуг. Если субъект не может обосновать захват каких-либо благ своими мнимыми правами или заслугами и не в состоянии добиться их хитростью, он при минимальных шансах остаться безнаказанным бесцеремонно прибегает к грубой силе.

Реакция агрессии.
В любом случае конфронтации субъект, чувствуя безнаказанность, немедленно реализует пристройку "сверху": оскорбляет, угрожает, а то и пускает в ход грубую силу. Эта реакция обычно служит "естественным развитием" реакции захвата. Агрессивность такого субъекта отличается несоизмеримой с ситуаций жестокостью. Подобную жестокость легче понять, когда человека довели до крайности. Однако в данном случае она объясняется раздутой амбицией и глубокой нечувствительностью к страданию другого.

Реакция присвоения.
Если имеет место конгруэнция, когда субъект имеет возможность пристройки "сверху" или охотно пристраивается к сильнейшему "снизу", ему свойственно трактовать партнера как свою собственность. В первом случае он чрезмерно опекает другого, во втором как бы "прилипает" к нему, стараясь угодить. В обоих случаях он не дает партнеру передышки от собственной персоны.

Реакция безразличия.
Проявляется в бестрепетном отношении к физическому или душевному страданию другого. На глазах у субъекта кому-то стало плохо, кого-то оскорбляют или бьют, - он проходит мимо. Это легче понять когда человек трусит, имея дело с трудностью или опасностью. Но в данном случае субъект становится безучастным, даже если ему ничего не грозит.

Следует отметить, что примитивные межличностные реакции не являются патологией. Это нормальная реакция личности при авторитарно-конфликтных отношениях. Другое дело эгалитарные отношения. Но и здесь примитивные реакции не исчезают, а трансформируются в другие реакции. Так, по мнению известного врача-психотерапевта А. Б. Добровича, амбиция трансформируется в естественное чувство собственного достоинства. Стремление к обладанию при правильном воспитании сводится к разумному оптимуму и не заслоняет стремление к отдаче, альтруизма.


ПРАВИЛА (МОРАЛЬ) ПРИМИТИВНОЙ ГРУППЫ
Мораль, нравственность это совокупность норм и правил определяющих поведение людей, их обязанности по отношению к обществу и друг другу.

Правило унижения.
Чтобы унизить другого, достаточно ему продемонстрировать превосходство в чем бы то ни было.
Мы привыкли понимать унижение иначе: как оскорбительные слова и действия, направленные на другое лицо. Однако в примитивной группе, где необузданная амбиция присуща каждому участнику, "оскорблением" субъекта оказывается любое ущемление его амбиции. А она, амбиция, безусловно, ущемляется, если другой субъект показывает, что он "лучше" в каком бы то ни было отношении.

Правило рангового соответствия.
Согласно ему демонстрация превосходства допустима только в отношении лиц, имеющих более низкий ранг в группе.
Красноречивым или кипуче-темпераментным вправе быть лишь тот, кто "наверху"; те же проявления со стороны ведомых низкого ранга или, тем более, со стороны Забитых воспринимаются как неумное шутовство или наглая несдержанность.

Правило отпора.
Если кто-то (в пределах общего или смежного ранга) пытается на глазах других продемонстрировать превосходство над субъектом, т. е. "унизить" его, субъект обязан немедленно воспротивиться этому, чтобы не стать объектом дальнейших унижений.
Здесь дело не только в амбиции, но и в специфике примитивного группового взаимодействия. В самом деле, позволив "унизить" себя одному, субъект как бы дает повод сделать это всем окружающим. Отсюда обостренный интерес окружающих к любой стычке между двумя субъектами; отсюда поощряющие возгласы "публики" и ее недовольство компромиссным, недраматическим, слишком пресным исходом спора. Ей нужны победитель и побежденный, в особенности последний; на нем каждый может выявить собственную амбицию. Причем осуществить это можно как с помощью агрессии ("и я его лягнул", по И. А. Крылову), так и с помощью покровительства, беря ущемленного под защиту.

"Правило отпора" оказывается в то же время и "правилом отбора". Субъекты, умеющие давать отпор лицам своего или смежного ранга, получают шанс подняться на ранг выше.

Правило силы.
Если кто-то имеет возможность безнаказанно продемонстрировать свое превосходство над другими, он обязан сделать это, иначе его сочтут слабым.

Правило выдвижения вытекает из предыдущего.
Если шанс подняться на одну ступень сохраняется лишь у того, кто умеет давать отпор, то реальное выдвижение - вплоть до ранга Авторитета или претендента на роль Главаря - возможно только для тех, кто неуклонно следует "правилу силы". Никакие способности или зримые успехи члена примитивной группы не вынесут его "наверх", если он не склонен пользоваться "правилом силы". Напротив, при такой "слабой" позиции его способности и успехи будут вызывать лишь неприязнь группы и могут скорее привести к его гонению (об этом ниже). Зато бестрепетное следование "правилу силы" выдвигает на ключевые места в группе даже того, кто, собственно, ничем и не одарен, кроме такой бестрепетности.

Правило гонения.
Субъект, который демонстрирует свои особые дарования, но лишен силы, то есть возможности или желания унижать нижестоящих легко становится гонимым в примитивной группе.

Правило "козла отпущения".
В случае нарастания недовольства в примитивной группе каждому позволяется реакция агрессии и экспансии в отношении кого-либо из Забитых. Главарь и Авторитет в своих целях предпочитают выставить "козлом отпущения" одного из разоблаченных Недовольных. Это особенно эффективно, когда разоблачается бывший Приближенный Главаря: субъекты низшего ранга с радостью "отыгрываются" на нем за унижения, которые им приходится терпеть от субъектов высшего ранга. Понятно, почему с такой охотой в это избиение включаются субъекты "омега", хотя, казалось бы, они нападают на одного из "своих"!

Правило отвода агрессии от себя.
Участвуя в групповом гонении жертвы, субъект демонстрирует свою солидарность с группой и, тем самым отводит ее агрессию от себя. Этим объясняется необыкновенная истовость, с которой иные члены примитивной группы выполняют "карательные" функции в отношении провинившихся.

Правило возмещения убытка.
Унижение, нанесенное одним субъектом другому, в примитивной группе может быть возмещено материальной ценностью; инцидент при этом считается исчерпанным. Однако материальное ущемление уже не может быть заглажено никакими средствами, кроме материальных же и с известной надбавкой. Ничто не вызывает такой ненависти, как отнятие собственности, в чем бы она ни заключалась.

Правило незаинтересованности.
Проявляя на глазах других интерес к кому-либо или чему-либо, субъект "роняет достоинство", выказывает свою зависимость от нравящегося лица или объекта. Это дает повод для насмешек, поскольку всем ясно, что его чувство амбиции неполно, и он ищет возможности каким-то образом восполнить недостающее. Следовательно, он "ниже" других, которые имеют (или превосходно делают вид, что имеют) все необходимое для самодовольства.

Правило соблазна.
Если субъект, доверившись другому, тем самым создает ему возможность совершить неблаговидный постуќпок, то он тем самым вводит его в "соблазн" и потому оказывается и глазах группы столь же виноватым, как и лицо, совершившее неблаговидный поступок.

Правило послабления.
Если субъект более высокого ранга позволяет нижестоящему минимальные проявления амбиции, то вскоре они перейдут в максимальные, и виновным в этом считается субъект, допустивший подобное послабление. Он теряет вес как в глазах Главаря, так и в глазах всей группы; поведение же второго лица воспринимается как должное, поскольку ясно, что каждый на его месте вел бы себя так же.
Отсюда подчеркнутое внимание всей группы к исполнению нижестоящими своеобразных ритуалов подчинения вышестоящим. Эти ритуалы не заданы в группе как система поклонов, необходимых самоуничижительных высказываний и т. п. Однако громкость голоса, степень раскованности движений, возможность улыбки - все это у нижестоящих ограничено, если они находятся в контакте с вышестоящими. Среди последних тот, кто неизменно требует подобных знаков подчинения, пользуется особым уважением группы.

Правило круговой поруки.
Для того чтобы примитивная группа не распалась и функционировала на пользу Главаря, Авторитета и их Приближенных, ее необходимо вовлечь в противозаконные и сурово караемые обществом акции. Это создает ситуацию круговой поруки, поскольку вина за содеянное лежит теперь на всех. Видя, что связи в группе разрыхляются, Главарь может, например, толкнуть людей на совместно совершенное убийство - Чужака или даже "своего". После этого группа поневоле сплачивается за счет общего чувства страха и вины. Раскрытие преступления становится невыгодным даже для субъектов "омега", поскольку оно было содеяно, пусть и не по их инициативе, но с их участием.

Правило нормальности.
Действуя и приспосабливаясь к примитивной группе в соответствии с вышеприведенными "правилами", субъект обязан всячески отрицать это, обосновывая свои поступки любыми рациональными, моральными или другими доводами, какие только доступны его интеллекту. Если он не в состоянии таким способом оправдать свое поведение, в примитивной группе его считают глупым. Субъект, находящийся внутри примитивной группы, обычно не способен сформулировать "правила", по которым она функционирует. Поймав себя даже на мысленной попытке их сформулировать, он испытывает страх расправы, легко превращающийся в опасение, что с его психикой не все в порядке.


Мишель Монтень, выдающийся французский мыслитель XVI века, был убежден, что у любого человека найдется хотя бы одна черта, которою он превосходит вас. Следовательно, у каждого есть чему поучиться. Не таковы убеждения (точнее, предубеждения), царящие в примитивной группе. И поэтому, попав в нее, вы подчас и не сообразите, чем прогневили людей. Молодая женщина может раздражать одним тем, что она молода и красива. Человек с даром речи вызовет неприязнь косноязыких. Человек кипучего темперамента - неприязнь вялых и ленивых.
Ситуация почти безвыходна. В примитивной группе, даже отдав ближнему последнюю рубашку, вы унижаете его: это демонстрация вашего превосходства в великодушии. Даже подставив левую щеку после того, как вас ударили по правой, вы ущемляете чью-то амбицию, показывая таким образом свое превосходство в смирении.

Честные и равноправные взаимоотношения между людьми возможны только там, где усмирены и дискредитированы реакции амбиции, самодовольства, зависти, злорадства, экспансии и т. п., но в примитивной группе это невозможно.

Posts from This Journal by “психология” Tag

  • Точно хватит?

    Сейчас я примерно на середине книги Кэла Ньюпорта «Хватит мечтать – займись делом». Книга интересна прежде всего тем, что идет…

  • Пара слов о счастье. Фиксация.

    Утащила полезную статью, а то меня все слегка достало: и наши ночные канонады, и цепочка потерь, и снова серая погода. Оригинал взят у…

  • Эффект толпы

    На примере метрономов Техника безопасности в толпе

  • Ловушка: уйти нельзя остаться...

    Утянула полезную статью. Статья, в сущности о том, как правильно организовать "крысиные бега", чтоб никто не вырвался. (Крысиные бега…

  • Поток

    В продолжение темы эмоций. Читаю сейчас «Поток. Психология оптимального переживания» Михая Чиксентмихайи. Вот цитата из…

  • Как успешно впасть в депрессию?

    В развите темы эмоций попалась замечательная статья об индивидуальной реакции на стресс, которую сюда тащить не стала, а просто поставлю ссылку:…

promo dorys january 2, 2015 20:00 3
Buy for 30 tokens
Купить и скачать электронные книги Алины Болото "Где живет Чердже" (рассказывающую о событиях альтернативной истории) можно здесь: http://booksmarket.org/book/Alina-Boloto _Gde-jivet-herdje.html "След Фата-морганы" (космическая фантастика и фэнтези под одной обложкой)…

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
vchernik
Feb. 15th, 2018 09:21 am (UTC)

Особенно интересен вот этот момент:

>>Следует отметить, что примитивные межличностные реакции не являются патологией. Это нормальная реакция личности при авторитарно-конфликтных отношениях. Другое дело эгалитарные отношения. Но и здесь примитивные реакции не исчезают, а трансформируются в другие реакции. Так, по мнению известного врача-психотерапевта А. Б. Добровича, амбиция трансформируется в естественное чувство собственного достоинства. Стремление к обладанию при правильном воспитании сводится к разумному оптимуму и не заслоняет стремление к отдаче, альтруизма.

Хочется надеяться всё-таки, что >>Честные и равноправные взаимоотношения между людьми возможны только там, где усмирены и дискредитированы реакции амбиции, самодовольства, зависти, злорадства, экспансии и т. п.,
dorys
Feb. 15th, 2018 10:12 am (UTC)
Ох, уж это воспитание! Продолжаю читать Жукова "Стой, кто ведет".

Есть там такие строчки об агрессивности:

"Самки, как известно, менее агрессивны, чем самцы. Самки лабораторных крыс вообще не проявляют агрессии по отношению друг к другу. Можно сделать их агрессивными, если научить убивать лягушек. Самки, которые приобрели такой опыт, становятся агрессивными, а их сообщество приобретает черты деспотической иерархии. У всех животных, кроме альфа-самки, видны следы укусов, несмотря на то что животные содержатся в условиях изобилия корма, воды и пространства, т. е. у них нет дефицита витальных ресурсов. Таким образом, только приобретаемый опыт агрессивного поведения – выработанный ФКД – является причиной высокой агрессивности.
Существуют несколько парных линий крыс и мышей, которые на протяжении многих поколений селектируются по признаку агрессивности. Агрессия – признак с высоким индексом наследования. Между тем если новорожденным поменять матерей, то у взрослых животных уровень агрессивности будет значительно ближе к уровню агрессивности приемных, а не биологических родителей. Если после рождения удалить из клетки самца, то агрессивность крысят, когда они вырастут, будет примерно соответствовать агрессивности приемной матери.
Таким образом, агрессивность является таким поведенческим признаком, который определяется в значительно большей степени средовыми влияниями, в первую очередь воспитанием, чем биологическими".

Но в той же книге он приводит типы поведения, которые наследуются генетически. И там попытки поменять родителей ни к чему не приводят.

Не знаю. Пока примитивная группа - это то, что воспроизводится систематически на протяжении всей истории человека. Как наличие обычных микробов у человека, которые начинают свихиваться и атаковать при снижении иммунитета. Как только в социуме снижается иммунитет, количество примитивных групп всех видов растет сумасшедшими темпами.
dorys
Feb. 15th, 2018 10:45 am (UTC)
Кстати, Виктор, Вы нашли Добровича? А то я положила книгу здесь:
https://yadi.sk/d/pmesXn9W3SRTnN

Edited at 2018-02-15 10:45 am (UTC)
vchernik
Feb. 15th, 2018 11:33 am (UTC)

Спасибо! Я обрадовался, думал ещё что-то Добровича привалило, а это та же самая книга, что и у меня, только файл по другому называется. Ну ничего в Добровича никогда не вредно ещё раз заглянуть. Вот обратил сейчас внимание, что там есть глава для ЖСТК. Спасибо!
dorys
Feb. 15th, 2018 01:07 pm (UTC)
:)!
vchernik
Feb. 15th, 2018 02:39 pm (UTC)

Ага, почитал у Добровича про коллектив. Вот почему я ничего не помню, потому что там ничего и нет кроме общих слов за всё хорошее: трудовое воспитание, нравственное воспитание...
dorys
Feb. 15th, 2018 04:39 pm (UTC)
Я тоже освежила в памяти. В те времена была идея, что все хорошо и только в отдельных местах не очень. И зачем тогда напрягаться, если все и так хорошо?! А теперь все внезапно вылезло, даже то, о чем не говорили.
majorfonskrip
Feb. 15th, 2018 10:05 am (UTC)
Прочитала с большим интересом. Я с этой теорией была ранее не знакома, поискала и нашла следующее: "Обращаясь к миру взрослых, отметим, что сходные по своей структуре "компании" (примитивные группы.) формируются здесь из лиц, предающихся пьянству, а также из правонарушителей. Наиболее ярко подобные "устройство" и "динамика" групповых взаимоотношений характеризуют устоявшуюся шайку или банду уголовных элементов". Он действительно так считал?
Потому что я не согласна. Все мои рабочие коллективы были на 100% примитивными группами, а состояли не из деградировавших элементов, а наоборот. Профессора, доктора наук ведут себя точно также!
dorys
Feb. 15th, 2018 10:18 am (UTC)
Примитивные группы не зависят от уровня интеллекта. Это определенный способ социального устройства. В шайке это просто очень заметно, в рабочем коллективе менее заметно. Лучше всего подобная группа образуется в условиях замкнутой среды. Тюрьма, армия, закрытая школа. Любая замкнутая система может скатиться в структуру примитивной группы.

majorfonskrip
Feb. 15th, 2018 10:31 am (UTC)
Спасибо за пояснение! Теперь понятно, согласна )
dorys
Feb. 15th, 2018 10:43 am (UTC)
Там еще интересна структура самой группы и поведение каждого соответственно роли.

Если Вас заинтересовала книга Добровича, она у меня лежит здесь: https://yadi.sk/d/pmesXn9W3SRTnN

Саму книгу читала давно и не помню, а вот глава 4 "От группы к коллективу" очень хороша!
majorfonskrip
Feb. 15th, 2018 10:51 am (UTC)
Спасибо! Скачала себе в "читалку".
vchernik
Feb. 15th, 2018 11:38 am (UTC)

>> Лучше всего подобная группа образуется в условиях замкнутой среды.

Ага, надо не забыть эту галочку поставить;-)
elena_akunina
Feb. 17th, 2018 07:27 am (UTC)
Примерила прочитанное на нашу группу. Вчера меня врач спрашивала, дружат ли между собой люди из "ядра" группы, и я сказала, что я считаю, что нет между ними дружбы. А сейчас, после того как прочитала пост, кажется мне, что там вместо дружбы реакция присвоения.
dorys
Feb. 17th, 2018 07:45 am (UTC)
Да, присвоение очень похоже на дружбу, но по сути просто использование!
( 15 comments — Leave a comment )